[Ан-Нуман ибн аль-Мунзир; араб. ; греч. Νααμάνης (Нааман); сир. ], последний царь из династии Лахмидов (Насридов) (579/80-601/2), сын аль-Мунзира IV, внук аль-Мунзира III. По сыну-первенцу носил кунью Абу Кабус. По преданию, сасанидский шаханшах Хормизд IV, назначая правителя в гос-ве Лахмидов, выбрал Н., самого младшего из 13 сыновей аль-Мунзира IV, по протекции зятя Н. Ади ибн Зайда аль-Ибади, христианского поэта из Хиры, служившего при сасанидском дворе писцом и переводчиком. Хотя Н. не выделялся ни внешним видом, ни благородным происхождением (его мать была невольницей-иудейкой, дочерью ювелира из североаравийского оазиса Фадак), он сумел удержаться на престоле более 2 десятилетий.
В правление Н. продолжалось противостояние Лахмидов и Гассанидов, один из к-рых, по имени Джафна, сын царя ан-Нумана ибн аль-Мунзира ибн аль-Хариса, во 2-й пол. 80-х гг. VI в. захватил и разорил Хиру, когда Н. на время ее оставил. Власть Н. распространялась на Сев.-Вост. Аравию, прежде всего на крупную племенную конфедерацию тамим; жесткими методами он пытался подчинить себе также конфедерацию амир ибн саасаа. Влияние Н. достигало оазиса Ясриб (впосл. Медина). Когда преемник Хормизда IV Хосров II был свергнут в результате мятежа Бахрама Чубина, Н. не последовал за Хосровом в изгнание. Хосров скоро вернул себе трон с визант. помощью, но, по мнению некоторых историков, не забыл о поступке Н., что и стало впосл. главной причиной опалы лахмидского царя.
В начале правления Н. был ревностным язычником, совершавшим человеческие жертвоприношения (по-видимому, почитавшейся в Аравии богине аль-Уззе). К обращению в христианство его, по нек-рым данным, склонил Ади ибн Зайд, а крестил в 593/4 г., по одной версии, епископ Хиры Шимун (Симеон) ибн Джабир, по другой - Савришо, еп. Лашома (католикос Церкви Востока в 596-604). Источники не позволяют сделать однозначный вывод о согласованности этого шага Н. с шаханшахом Хосровом II (переписка Н. с Хосровом, где он просит разрешения принять христианство, а также с католикосом Ишоявом I после крещения, к-рая приводится у мусульм. автора кон. XI - нач. XII в. аль-Хилли, вряд ли может быть признана аутентичной). Вместе с Н. приняли христианство члены его семьи и приближенные. Дочь (по др. версии, сестра) Н. Хинд возвела близ Хиры мон-рь, известный как Дайр-Хинд-эс-Сугра («мон-рь Хинд Младшей»), в котором стала монахиней (ее образ запечатлен во мн. средневек. араб. преданиях - см.: Fiey J.-M. Assyrie chrétienne. Beyrouth, 1968. Vol. 3. P. 215-217).
Источники называют разные поводы опалы Н., в т. ч. его отказ выдать замуж за шаханшаха свою дочь и месть сына Ади ибн Зайда, имевшего влияние при дворе Хосрова II, за отца, по приказу Н. брошенного в темницу и там убитого. Вызванный в Ктесифон, Н. после неудачной попытки скрыться явился к шахскому двору; он попал в заточение, где, по одной из версий, умер (возможно, был отравлен), по другой - был брошен под ноги слонам и растоптан ими. Власть в Хире получил араб-христианин Ияс ибн Кабиса. После смерти Н. сасанидские власти заявили претензии на его наследство (конские табуны, ценное оружие и амуницию), оставленное племени бакритов, когда Н. решил сдаться шаханшаху. Сасанидское войско, состоявшее из персов и их араб. союзников, преследуя бакритов, прижало их к пустыне и вынудило ок. 604 г. принять бой при Зу-Каре, в котором иран. войско было наголову разбито. Отсутствие лахмидского буфера облегчило мусульманам в 633 г. вторжение в область Хиры, которое явилось прелюдией арабских завоеваний.